ИНТЕРВЬЮ: Религиовед, к.ф.н., эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований МИХАИЛ ЖЕРЕБЯТЬЕВ о возможности пересмотра дела Свидетелей Иеговы в РФ

"Портал-Credo.Ru": Способен ли арест датского гражданина-Свидетеля Иеговы (СИ) в Орле (ему вменяется в вину “экстремистская” религиозная деятельность) обратить внимание российской власти на необходимость корректировки государственной политики в отношении СИ, пока роковая черта необоснованного запрета ещё окончательно не перейдена?

Михаил Жеребятьев: Мне, как и многим гражданам России, хотелось бы на это надеяться и к тому лично я не вижу никаких препятствий.


Совершенно согласен с Вами: пока ещё сохраняется шанс без катастрофических репутационных потерь для России в целом и, разумеется, для руководства страны “разрулить” ситуацию в апелляционной судебной инстанции. Потом это будет сделать намного сложнее, если вообще возможно в обозримом будущем. А возможность юридического пересмотра существует уже хотя бы потому, что судья ВС, принимавший решение о ликвидации Управленческого центра СИ в России, крайне выборочно приобщал самые весомые доказательства защиты.

Орловская история, разумеется, нерядовая, и она, конечно, прозвучит ещё громко. Дания, хоть и маленькое государство, с которой Россию экономически мало что связывает, однако же, страна большого Евросоюза… В свете неожиданно забрезживших перспектив налаживания отношений России с ведущими государствами ЕС - Францией и Германией – произошедшее - совсем нерядовой случай. И это куда важней размера Дании и её значения для российских внешнеполитических интересов. Тем более, что на пресс-конференции 29 мая новый президент Франции Эммануэль Маркон объявил, что не будет публично оглашать итоги обсуждения правозащитной проблематики, которая поднималась на французско-российских переговорах в Версале, вместе с тем, он отметил: «Мы будем следить за ситуацией, и Путин обещал мне отчитываться о сделанном». Не думаю, чтобы речь в этом блоке шла исключительно о Донбассе или Сирии и совсем уж не касалась понимания российским руководством актуальных правозащитных сюжетов, расхождений в трактовке прав человека руководством РФ и стран ЕС; да и конкретных человеческих историй, требующих прояснений, накопилось за годы санкций немало.

В моём понимании, арест датчанина, легально проживавшего в России (насколько я понял, у него жена-россиянка) выполняет ту же роль, которую в деле «Гоголь-центра» и его худрука Кирилла Серебренникова сыграл актёр и режиссёр Евгений Миронов. На церемонии награждения в Кремле Миронов напомнил главе государства накануне французского визита о возможных последствиях вмешательства власти в художественный процесс под разными предлогами, вручив хартию в защиту неудобного режиссёра с подписями видных деятелей культуры...

- Помнится, президент на вопрос Миронова о том, кто и ради чего всё это делает, ответил: «Дураки»...

- Миронов, конечно, непростая фигура - как-никак, кинематографический Глеб Нержин – по сути, воплощение автора «В круге первом», Нобелевского лауреата. А мнением позднего Александра Исаевича Владимир Владимирович, определённо, дорожил. Справедливости ради надо сказать, что, несмотря на этот персональный момент в развороте с историей «Гоголь-центра», власть воспринимает творческую элиту в целом как сообщество свободных людей, к которому, с одной стороны, прислушивается, а с другой, стремится покровительствовать, водить дружбу и, уж само собой, не досаждать придирками. Такое отношение довольно строго выдерживается на протяжении всего постсоветского периода. Это, пожалуй, тот случай, когда отношение власти к «художественной интеллигенции» советского периода, вошедшее в анекдоты и описанное в мемуаристике, стало хорошим уроком для последующих поколений правителей.

У неотносящихся к творческой элите конфессионально неангажированных российских религиоведов нет доступа к президенту, чтобы так же как Евгений Миронов напрямую напомнить о проблемах в сфере свободы совести и репутационных рисках, связанных с безоглядным выстраиванием политики по рекомендациям “антикультистов”. Уж не знаю, были ли услышаны Кремлём негативные оценки запрета СИ лидерами протестантских деноминаций РФ и руководством российских католиков, доведены ли до “первого лица”, чтобы прагматические соображения всё-таки взяли верх...

Впрочем, если, как выяснилось на днях, кремлёвский аппарат держит “первое лицо” государства в курсе довольно рядового, но, в то же время, показательного во многих отношениях уличного инцидента с мальчиком, задержанным на Арбате за декламацию Шекспира, то президента, по логике вещей, должны были информировать и об отношении конфессий, юристов, правозащитников к судебному казусу СИ - другое дело: как оно было подано?

- Вы хотите сказать, что орловские полицейские продемонстрировали существо проблемы, даже не подозревая об этом?

- Получается так. У власти в Орле всегда было крайне настороженное отношение к СИ. Скажем, в Иркутской, Калининградской, Волгоградской, Воронежской областях, в Карелии, даже на Кубани, славящейся консерватизмом местной элиты, да и во многих других регионах до недавнего времени, пока не началась фронтальная атака минюста на Исследователей Библии, Свидетелей Иеговы воспринимали, в целом, спокойно.

Орловская же организация СИ, что называется, «с барабанным боем», через суд регистрировала юрлицо, между прочим, одной из последних в субъектах Федерации. Эпопея завершилась в начале апреля 2002 г. Помнится, там даже одна из судей отказалась участвовать в процессе, сославшись на свои религиозные убеждения. Какие - не могу сказать, но случай, согласитесь, в отечественной судебной практике небывалый. Как раз в дни, когда завершался процесс, я был по своим делам в Орле и неожиданно столкнулся в центральном городском книжном с Николаем Семёновичем Гордиенко. Он приезжал в качестве эксперта-религиоведа на заключительное заседание. Николай Семёнович пригласил, если позволит моё расписание, посетить слушание, между прочим, в здании, описанном Львом Толстым в "Воскресении". И в ту пору суд находился там же. Для меня это было очень интересно, и я выкроил время в своём графике. Запомнился больше всего итоговый, фактически личный, вопрос судьи (довольно молодого мужчины), адресованный Николаю Семёновичу: «Как бы вы отнеслись к тому, если кто-нибудь из вашей семьи принял вероисповедание Свидетелей Иеговы?» - «Спокойно, хоть я и атеист», - ответил религиовед и перечислил положительные качества последователей этого религиозного направления, которые позволяют находить с ними точки взаимопонимания: добропорядочные, трудолюбивые, ответственные граждане, ведущие здоровый образ жизни с аргументированной внутренней позицией и чувством собственного достоинства. Не дословно, конечно, воспроизвожу, но смысл был именно таким.

- Возможные подвижки в отношениях с Европой, в целом, и европейскими государствами, по отдельности, означают, вероятно, выстраивание нового формата отношений в сфере прав человека, не похожего на уступки советского образца: приоткрытие окон эмиграции, высылки видных диссидентов... Что, на ваш взгляд, предстоит сделать для укрепления религиозной свободы в свете становления международного сотрудничества РФ?

- В моём представлении, до недавнего времени коллективный Запад не слишком-то досаждал России в религиозной части прав человека, но всё может изменить запрет СИ.

Поэтому каких можно ожидать уступок со стороны Запада, Европы - вот, даже не скажу. Вообще, формат взаимных уступок - атрибут эпохи Холодной войны и биполярного мира. В моём представлении, России сейчас необходимо спокойно и непредвзято, но при этом оперативно оценить свои позиции в сфере свободы совести, и такие действия прагматически были бы очень кстати. Они будут восприняты как добрый знак. Ведущиеся же сегодня в России разговоры о “суверенитете” в религиозном измерении, по-моему, только оправдывают неумение, а то и откровенное нежелание соединить параллель этнических религий с перпендикуляром религиозных поисков. Последние же были, есть и будут всегда, независимо от разных «железных занавесов».

Раз Россия стремится быть одним из центров "Богом данного многополярного мира" (определение Путина), то она просто не может ограничиваться набором этнических вероисповеданий и юрисдикций, их представляющих, и уж тем более заниматься вытеснением со своей территории так называемых “нетрадиционных” вероисповеданий и меньшинств - тех же альтернативно-православных юрисдикций. (Кстати, ваххабизм, действительно, имеющий опасные политические проекции, в своё время запрещать отказались).

Нетрудно понять, что люди по собственным очень веским причинам дистанцируются от РПЦ МП. И почему все должны быть там? Это же добровольное объединение граждан, а не сталинский колхоз! Как и “память предков” тут ни при чём: у них были свои условия жизни, у нас, сегодняшних, они другие. Несопряжённая с этничностью вероисповедная принадлежность вовсе не означает отторжения такими группами истории, культуры, имеющегося религиозного наследия. Культивирование же предписанных свыше вероисповеданий только вредит РПЦ МП, расхолаживает, заставляет уповать на полицейские меры и агрессивный антикультистский инструментарий вместо развития нормального современного миссионерства, сообразного условиям урбанизированного социума. Пусть ходят благовествуют по улицам, магазинам, квартирам, «пристают» к прохожим, «навязываются», спорят, доказывают! Почему это в Израиле иудеи не гнушаются уличной проповеди или что, православные РПЦ МП в России сделаны из какого-то «другого теста»?

Налаживание межгосударственных отношений в нынешних непростых условиях, помимо прочего, означает установление регулярных контактов между спецслужбами по реальным террористическим угрозам. Эпизодически, как я понимаю, они ведутся и сейчас. Нынешняя российская элита с её профессиональным бэкграундом такие консультации понимает лучше правозащитных принципов. Чтобы Джон/Пьер/Ганс могли сказать, «Васья, не там копаешь!», а Вася на равных мог бы им тоже заметить: «Джон/Пьер/Ганс, пора заниматься серьёзным делом, вместо этого ты с упоением давишь клопов».

В общем, наметившиеся подвижки на европейском направлении отечественной внешней политики целесообразно подкрепить кардинальным пересмотром внутренней религиозной политики, густо замешанной сегодня на “антикультизме”; такое движение пойдёт России только на пользу.

Беседовал Антон Свиридов.

http://credo.press/

Прохладненский суд 15 июня начнет слушание против местного Свидетеля Иеговы


15 июня 2017 года в  14:30 Прохладненский районный суд Кабардино-Балкарии приступит к рассмотрению по существу уголовного дела в отношении местного жителя Аркади Акопяна, исповедующего религию Свидетелей Иеговы. Слушание начнется с того, что государственный обвинитель изложит существо обвинения. В последующие дни будет допрошено большое количество свидетелей, заявленных сторонами обвинения и защиты, также даст показания обвиняемый и будут исследованы материалы дела.


По версии обвинения, верующий выступил с речью, в которой будто бы унижалось достоинство лиц иных религий. Обвинение предъявлено по ч. 1 ст. 282 УК РФ. Ранее Аркадя Акопян обращался в Следственный комитет России с просьбой привлечь к ответственности лиц, давших заведомо ложные показания, положенные в основу обвинения.

Свидетели Иеговы начинают проведение региональных конгрессов


Начиная с 19 мая 2017 года Свидетели Иеговы организуют серию ежегодных трехдневных региональных конгрессов под названием «Не сдавайтесь!». Конгрессы будут проводиться в разных странах вплоть до января 2018 года. Как и в предыдущие годы, Свидетели участвуют во всемирной кампании, чтобы лично пригласить всех желающих посетить этот конгресс.


Вход на конгресс свободный, никакие денежные сборы не проводятся. «В прошлом году по всему миру наши региональные конгрессы посетило около 13 миллионов человек»,— говорит Давид Симонян, представитель Свидетелей Иеговы из всемирного главного управления в Уорвике (штат Нью-Йорк). «Мы надеемся, что в этом году посетителей будет еще больше».

Программа состоит из 52 частей и будет представлена в разных форматах, включая небольшие речи, интервью и короткие видеоролики. Помимо этого, каждый день после обеда будет показана одна из трех серий фильма «Вспоминайте жену Лота». О датах и местах проведения конгрессов вы можете узнать на официальном сайте Свидетелей Иеговы jw.org. Представители СМИ, желающие осветить эти мероприятия, могут связаться с местным филиалом Свидетелей Иеговы, чтобы получить больше информации, в том числе контактные данные представителя Свидетелей по связям с общественностью.

«Из-за житейских невзгод мы можем лишиться душевного покоя, а кто-то порой может даже опустить руки,— говорит Давид Симонян.— В этом году конгресс будет полезен и Свидетелям, и не-Свидетелям, ведь он придаст сил не только и дальше претерпевать трудности, но и успешно с ними справляться».


Жалоба на содержание верующего под стражей будет рассмотрена 7 июня 2017 года


7 июня 2017 года в 14:00 Орловский областной суд рассмотрит апелляционную жалобу на решение о 2-месячном содержании под стражей местного Свидетеля Иеговы, Денниса Кристенсена, гражданина Дании. Он был арестован 25 мая 2017 года во время совместного с единоверцами чтения Библии. Ему, миролюбивому и уважаемому человеку, грозит до 10 лет лишения свободы по обвинению в организации экстремистского сообщества.


Жалоба на решение Районного суда об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей была подана 29 мая 2017 года. 30 мая в орловском СИЗО с Кристенсеном встретился датский консул.

https://jw-russia.org/

Семья Свидетелей Иеговы приняла орден из рук главы государства


31 мая 2017 года в Москве, на встрече в Кремле, президент страны вручил Валерию и Татьяне Новик, Свидетелям Иеговы из Карелии, орден «Родительская слава». На торжественном награждении присутствовали также все шестеро детей Новиков.


Орден вручается многодетным родителям, которые подают пример в укреплении института семьи и воспитании детей, образуют социально ответственную семью, ведут здоровый образ жизни, обеспечивают полное и гармоничное развитие личности детей, высокий уровень заботы об их здоровье, образовании, физическом, духовном и нравственном развитии.  У семьи Новик 8 детей и шестеро из них присутствовали в кремле.

В ответном слове, говоря о духовном и нравственном развитии детей, Валерий Новик процитировал текст из Библии, который служит ориентиром для него, как для родителя: «Наставь мальчика на правильный путь; он не уклонится от него, даже когда состарится» (Притчи 22:6).

https://www.jw-russia.org/

Пересмотр решения Верховного Суда РФ в отношении Свидетелей Иеговы назначен на 17 июля 2017 года


На 17 июля 2017 года назначено слушание по апелляционной жалобе на решение Верховного Суда РФ от 20 апреля 2017 года о ликвидации Религиозной организации «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России». Жалоба была подана 19 мая 2017 года Управленческим центром. Кроме того, соответствующие жалобы были направлены от всех 395 ликвидированных местных религиозных организаций Свидетелей Иеговы. Решение суда также затронуло права отдельных граждан, поэтому не менее 400 апелляционных жалоб направлено в суд от имени физических лиц.

https://www.jw-russia.org/

Верующих принуждают увольняться с предприятий в связи с решением Верховного суда против Свидетелей Иеговы


Решение Верховного суда о ликвидации организаций Свидетелей Иеговы, даже еще не вступившее в силу, вызвало поток нарушений прав отдельных верующих. При этом считается, что суд не рассматривал вероучение Свидетелей Иеговы, а также не разрешал вопрос о правах физических лиц. Тем не менее поступают сообщения со всей страны о том, что руководство учреждений, особенно бюджетных, инициирует увольнение работников, исповедующих религию Свидетелей Иеговы.


3 апреля 2017 года в п. Ильинский (Пермский кр.) верующая, сотрудник районной администрации, была приглашена к руководителю на беседу, в ходе которой ей сообщили, что она, как муниципальный служащий, не вправе исповедовать религию Свидетелей Иеговы. Несмотря на то что к женщине нет претензий в отношении выполнения должностных обязанностей, ей пригрозили увольнением с невозможностью в будущем работать в бюджетной сфере.

1 мая 2017 года в г. Смоленске женщине, которая работает в клининговой компании, обслуживающей Федеральную службу государственной регистрации, позвонил менеджер и сообщил, что на ее место придет другой сотрудник, а она уволена. На вопрос о причине менеджер сказал, что это приказ руководства: на работе знали, что она исповедует религию Свидетелей Иеговы. В результате женщина, в одиночку воспитывающая ребенка, осталась без работы.

4 мая 2017 года в г. Елабуга (Татарстан) верующая, которая работает в крупной энергетической компании, была вызвана в полицию. Женщина была ошеломлена, узнав, что на нее поступил донос, в котором, со ссылкой на ее вероисповедание, ей безосновательно приписывалось намерение воспользоваться служебным положением, чтобы «совершить террористические атаки». В результате сотрудники службы безопасности компании потребовали от верующей либо отказаться от религиозных убеждений, либо уволиться.

10 мая 2017 года в г. Бахчисарай (Крым) женщина, работник Роспотребнадзора, была вызвана в прокуратуру в связи со своим вероисповеданием. Женщина отказалась назвать фамилии ее единоверцев, в результате ей пригрозили увольнением.

16 мая 2017 года стало известно, что в Смоленской области крупное градообразующее предприятие по указанию ФСБ намерено уволить всех работающих на нем Свидетелей Иеговы. Верующим предлагают уйти «по собственному желанию», в противном случае их угрожают уволить по статье. В разговоре с одним из верующих заводское руководство сообщило, что к ним приезжали двое сотрудников ФСБ, которые сообщили начальству, что «экстремисты» работать на заводе не могут, несмотря на то что эти сотрудники очень ценны. Верующий отказался от увольнения по собственному желанию.

Решение Верховного суда также вызвало целую волну актов вандализма против граждан, исповедующих религию Свидетелей Иеговы. Инциденты произошли в Санкт-Петербурге, в Воронежской, Калининградской, Московской, Пензенской, Ростовской, Свердловской, Тульской областях, Красноярском крае, в Коми и Удмуртии.

https://www.jw-russia.org/

Историк о том, как «Свидетелей Иеговы» преследовали в Советском Союзе

Запрет деятельности «Свидетелей Иеговы» Верховным судом как экстремистской организации содержательно вполне похож на то, как это и другие религиозные сообщества преследовались в СССР. Их репрессировали за антисоветскую деятельность.
В конце 1940-х – начале 1950-х гг. политика советской власти по отношению к религиозному «подполью» совершила примечательный внутренний поворот: был заново сформулирован тезис о целесообразности депортации представителей отдельных «неисправимых» религиозных групп (последняя такая операция – депортация «Истинно-православных христиан» – состоялась в 1944 г.).


 Контора уполномоченного по делам религий и культов при Совете министров СССР (УДРК) имела свои республиканские и областные представительства, которые надзирали за всеми конфессиями по всей стране, кроме православной, за которой надзирала отдельная и особая контора. Много работы у УДРК было в западных, аннексированных районах. Именно оттуда в основном высылались «сектантские элементы», в вероучении и пропаганде которых власти усматривали антисоветчину.
Особенно активной и последовательной разработке в 1947–1950 гг. подвергались члены «Общества свидетелей Иеговы» (сокращенно «Свидетели Иеговы», или, еще более сокращенно, «Свидетели»). Чекисты же сокращали их на свой лад – не то безграмотно, не то лукаво: «иеговисты», внося тем самым намеренную путаницу.
Эта отколовшаяся от «Адвентистов седьмого дня» протестантская секта была основана в 1878 г. Чарльзом Расселом в Питтсбурге в США, ее всемирный центр находится в Нью-Йорке, в Бруклине. Отвергая троицу, «Свидетели Иеговы» признают только Иегову в качестве единого господа, а Иисуса Христа – как его сына. Земной же мир в их глазах – царство Сатаны; конец света – благо, и никто не переживет Армагеддон, кроме них самих. Поэтому и ждут они терпеливо конца света, как, впрочем, и второго пришествия Христа и наступления на земле тысячелетнего Царства Божия.
Из этой доктрины вытекает их антигосударственность: отказ служить в армии, салютовать флагу, участвовать в выборах и занимать выборные должности, вступать в светские организации (партии, комсомол) и т. п. Это раздражало тоталитарные режимы, отчего «Свидетели» жестоко преследовались в нацистской Германии и франкистской Испании. В сталинском СССР они квалифицировались не столько как религиозная, сколько как «антисоветская» организация, к тому же превосходно отлаженная, частично законспирированная и с центром в США. Кроме того, «Свидетели Иеговы» – отличные миссионеры, что было не по нраву уже не только атеистическим светским властям, но и православию; последнее хоть и само страдало при советской власти, но тем не менее претендовало на конфессиональное доминирование в «своей» стране.
На территорию Российской империи «Свидетели» впервые проникли в 1913 г., когда были легализованы в Финляндии, а на территорию СССР – в западные области Украины и Белоруссии – в 1920-х гг. При аннексии в 1939–1940 гг. стран Балтии и части территории Польши и Румынии гражданами СССР стали тысячи «Свидетелей Иеговы».
В результате аннексированным территориям, в особенности Молдавии, суждено было стать своего рода плацдармом для дальнейшего продвижения «Свидетелей» в СССР. Они распространились сначала по всей Украине, а со временем и по всему СССР, воспользовавшись при этом «господдержкой» в виде предписанной им депортации.
Никаких симпатий к себе со стороны властей на своей новой родине они не встретили. С самого начала их взяли в жесточайший и многоуровневый зажим, причем им шили не только идеологию и политику, несовместимые с советской, но и передачу по своим каналам на Запад сведений о советских воинских частях, аэродромах и т. д., т. е. шпионаж. «К февралю 1949 г. в регионе взяли в разработку до 100 активных иеговистов, включая 12 связных, 6 «проповедников-вербовщиков», 9 содержателей их конспиративных квартир, завербовали 4 агента и 10 осведомителей. Через год в разработке МГБ пребывало 977 иеговистов, на 278 из них была получена санкция прокуратуры УССР на арест. Лишь за 1950 г. органы МГБ УССР арестовали 221 иеговиста, включая трех членов КРБ (краевого бюро. – «Ведомости»), на высылку в восточные области СССР готовилось 2020 семей активных адептов секты (свыше 6200 человек)» (Веденеев Д. В ожидании Армагеддона: органы госбезопасности и подполье «Свидетелей Иеговы» в Украинской ССР (1940–1960-е гг.) // Журнал российских и восточноевропейских исторических исследований. 2017. № 1).
Конец религиозной свободы
Еще в феврале 1949 г. (а может быть, и раньше) депортация рассматривалась как действенный инструмент «нейтрализации» опасных сектантов. Но к реализации этой опции приступили только осенью 1950 г. В октябре министр госбезопасности Виктор Абакумов представил Сталину соображения по депортации: соответствующая операция была запланирована на март-апрель 1951 г.
19 февраля 1951 г. он же направил Сталину записку МГБ СССР «О необходимости выселения из западных областей Украины и Белоруссии, Молдавской, Латвийской, Литовской и Эстонской ССР участников антисоветской секты иеговистов и членов их семей» – вместе с проектом соответствующего постановления Совета министров, предусматривавшего конфискацию их имущества. Речь шла о высылке 8576 человек (3048 семей) в Иркутскую и Томскую области. Решение («положительное»), разумеется, было получено, и 3 марта соответствующее постановление за номером 667-339 принял Совет министров, а 5 марта соответствующий приказ за номером 00193 издало МГБ. Они предусматривали выселение «иеговистов» из Прибалтики, Молдавии и западных областей Украины и Белоруссии. На 1 января 1956 г. в Красноярском крае, Иркутской и Томской областях находилось 7449 иеговистов.
А 24 марта были утверждены «План мероприятий по выселению активных участников антисоветской секты иеговистов и их семей из Молдавской ССР», подписанный генерал-майором Головко и полковником Жадобиным, и постановление Совета министров Молдавской ССР «О конфискации и реализации имущества выселяемых с территории Молдавской ССР». Согласно плану выселить предполагалось 700 семей – 2480 человек. Фактически же было депортировано 723 семьи, 2617 человек.
По завершении (а скорее всего, и по ее ходу) операции представители райисполкома ходили по оставленным домам, составляли опись конфискуемого имущества и обеспечивали его охрану силами милиции. Конфискации подлежало все, что было у выселяемых, за вычетом того, что разрешалось забрать с собой в Сибирь. А разрешались только лично им принадлежащие ценности, домашние вещи: одежду, посуду, мелкий сельскохозяйственный, ремесленный и домашний инвентарь, запас продовольствия на каждую семью. Общим весом не более 1,5 т. Все остальное имущество – виноградники, сады, скот, крупный инвентарь, жилые и сельскохозяйственные постройки, производственные предприятия (мельницы, маслобойки и т. п.) – подлежало безоговорочной конфискации.
Согласно инструкции конфискованное имущество «Свидетелей» в первую очередь обращалось на покрытие недоимок по государственным обязательствам депортированных. Оставшуюся после этого часть – недвижимость и скот – передавали безвозмездно колхозам с зачислением их в неделимый фонд и обращением жилых построек под больницы, школы, детские дома, избы-читальни. Молотилки, двигатели передавались машинно-тракторным станциям по оценочной стоимости. Государство же оставляло непосредственно себе продовольственное зерно, зернофураж и технические культуры, а все остальное передавало своим финорганам для реализации.
Любопытно, что у идеи депортации «Свидетелей Иеговы» из Молдавии был, наряду с МГБ, и другой государственный соавтор и застрельщик – УДРК. Структура вроде бы не силовая, а надзорная и, казалось бы, очень далекая от того, чтобы предлагать государству какие бы то ни было резкие шаги. Но в тоталитарном государстве несиловых структур, видимо, не бывает.
Операция «Север» – а именно так, отталкиваясь от операции «Юг» 1949 г. (массовая депортация жителей Бессарабии и Северной Буковины), была закодирована депортация «Свидетелей Иеговы» из Молдавии – была проведена 1 апреля 1951 г. Начавшись в четыре часа утра, она закончилась в восемь вечера. В первом часу ночи 2 апреля в двух эшелонах разместили 723 семьи депортируемых (2617 человек – 898 мужчин, 967 женщин и 842 ребенка). Областью вселения для вывозимых из Молдавии была назначена Томская, а для вывозимых из других мест – Иркутская.
В однодневной и в общем-то скромной «по валу» депортационной операции было задействовано аномально большое сотрудников МГБ, милиционеров и местного советско-партийного аппарата (2250 человек), не считая водителей 415 грузовиков. Это свидетельствовало не столько о повышенной склонности сектантов к сопротивлению властям (никаких эксцессов при выселении как раз не было), сколько о том, что их расселяли достаточно дисперсно – чтобы затруднить их внутриконфессиональную связность.
Какую религию теперь можно исповедовать в России
Но именно дисперсность своего нового расселения «Свидетели» с успехом использовали для миссионерской деятельности среди местного населения. Депортация привела к совершенно неожиданному результату – и отнюдь не к тому, к которому стремилась советская власть. Сочетание строгой внутренней соподчиненности по вертикали и свободы действия небольших групп из нескольких семей по горизонтали привело к тому, что де-факто произошла миссионерская экспансия «Свидетелей Иеговы», оказавшихся не только крепким орешком для зажимающих, но и несоизмеримо более гибкой духовной субстанцией, чем к этому привыкли как государственные надзиратели-безбожники, так и православные церковники, напуганные честной конкуренцией за неокормленные души.
МГБ, разумеется, не оставляло «Свидетелей» без своего внимания и в новых ареалах их расселения. На 1 января 1956 г. в Красноярском крае, Иркутской и Томской областях находилось 7449 «Свидетелей». В конце 1950-х гг. процессы против их активистов прошли в Молдавии, Томске, Усть-Каменогорске (1957) и Николаеве (1958). Подсудимым вменялись в вину контакты с Бруклином, получение оттуда и распространение журналов и религиозной литературы, уклонение от участия в общественной и политической жизни СССР. Советская власть еще тогда представляла «Свидетелей» прислужниками воинствующего милитаризма и тайной политической организацией, закамуфлированной под религиозную, тогда как сами подсудимые подчеркивали строго религиозный характер догматов своей конфессии. Как правило, они отбывали свои суровые сроки по 58-й статье в зонах Дубровлага (Мордовия).
В хрущевское время по сравнению со сталинским помягчели и высылки: это уже не были депортации, ибо их правовой базой оставался разве что указ «О борьбе с тунеядством», предусматривающий индивидуальные наказания. Индивидуальные же судебные преследования активистов непокорных конфессий продолжались на протяжении всего советского периода.
Наряду с тремя другими депортированными конфессиями («Истинно-православные христиане», «иннокентьевцы» и «адвентисты-реформисты») «Свидетели Иеговы» были едва ли не последними, с кого был снят режим спецпоселения. Соответствующий указ был издан только 30 сентября 1965 г., т. е. уже при Брежневе! Иными словами, они отсидели в этом режиме 25 лет – не только «кусочек позднего Сталина», но и «всего Хрущева». А ведь это, как тонко заметил Александр Даниэль, «абсолютно сталинские реалии в середине 60-х гг.».
Текст этого указа президиума Верховного совета СССР № 4020-VI за подписями председателя и секретаря Анастаса Микояна и Михаила Георгадзе, в том числе гласил: «снятие ограничений по спецпоселению с указанных лиц не влечет за собой возврата им имущества, конфискованного при выселении. Возвращение к прежним местам жительства лиц, освобождаемых со спецпоселения на основании статьи первой настоящего указа, может допускаться только с разрешения исполнительных комитетов областных (краевых) советов депутатов трудящихся или Советов министров республик (без областного деления), на территории которых они ранее проживали».
У репрессированных конфессий, конечно, не было не только своей территориальности, но и своей административности, утраченной во время репрессии, но родина-то у людей была, и реабилитировать контингент без заявительного права на возвращение означало отнюдь не прекращение, а всего лишь смягчение репрессии.
При этом на индивидуальном уровне репрессии против «Свидетелей» не ослабевали и статьи, по которым их сажали, были политическими. Так что власть карала их не только за веру.
Александр Даниэль обратил внимание на то, что большинство осужденных по статье 70 УК (аналог 58.10, «антисоветская агитация») за религиозную активность – именно «Свидетели Иеговы». И что почти у всех у них, кроме статьи 70-й, присутствует и статья 72 (бывшая 58.11, «антисоветская организация»). И хотя он явно имеет в виду не депортированных, а осужденных, но вывод его справедлив и для депортированных: «советская карательная политика рассматривала религиозную общину “Свидетелей Иеговы” как антисоветскую организацию. Не как религиозную общину, а как антисоветскую». И стало быть, карала за это, а не за веру.

https://www.vedomosti.ru/

Прокурор сделал вывод: в православной публикации содержатся цитаты из Библии, экстремистской книга признана быть не может

20 апреля 2017 года Конституционный суд РФ вынес определение по жалобе Владимира Сергиенко, оспаривавшего п. 3 ч. 1 ст. 128 Кодекса административного судопроизводства и введенную в 2015 году ст. 3.1 федерального закона о противодействии экстремистской деятельности.

Сергиенко, последователь Свидетелей Иеговы, – очевидно, в порядке правового эксперимента, – обратился в Белгородскую городскую прокуратуру с просьбой подать в суд иск о признании экстремистским трактата Иосифа Волоцкого "Просветитель" (конец XV – начало XVI в.), направленного против ереси жидовствующих, поскольку он содержит призывы к дискриминации и насилию по религиозному и национальному признаку. Однако прокурор отказал Сергиенко, сославшись на ст. 3.1 закона о противодействии экстремистской деятельности, которая, напомним, гласит следующее: "Библия, Коран, Танах и Ганджур, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами". Прокурор трактовал эту статью закона по-своему и сделал следующий вывод: раз в "Просветителе" содержатся цитаты из Библии, экстремистской книга признана быть не может.


Тогда Сергиенко подал в Октябрьский районный суд Белгорода административный иск, в котором просил признать отказ прокурора незаконным и обязать его направить книгу на экспертизу. Районный суд иск не принял и областной суд это решение утвердил. При этом областной суд указал, что "обращение заявителя было рассмотрено в установленном порядке и ему был направлен мотивированный ответ по существу поставленных вопросов", а суд не может обязать прокурора изменить решение, которым "не нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца".

После этого Сергиенко обратился в КС, указав на то, что ст. 3.1 федерального закона о противодействии экстремистской деятельности не соответствует ст.ст. 2 и 29 (ч. 2) Конституции, поскольку позволяет отказывать в признании экстремистскими материалов, содержащих призывы к насилию, только потому что в них есть цитаты из Библии. В отношении п. 3 ч. 1 ст. 128 КАС в жалобе Сергиенко говорится, что эта норма не соответствует ст.ст. 2 и 46 (ч.ч. 1 и 2) Конституции, поскольку не позволяет обжаловать в суде отказ прокурора в принятии мер к признанию экстремистскими прямых призывов к насилию в отношении групп лиц, объединенных по религиозному или национальному признаку.

КС отказал в рассмотрении жалобы Сергиенко. В определении, вынесенном КС по жалобе, отмечено, что прокурор независим при решении вопроса о необходимости обращения в суд с исками о признании материалов экстремистскими, а "в случае если гражданин полагает, что конкретным информационным материалом затрагиваются и нарушены его права и свободы, законные интересы, он вправе использовать предусмотренные законодательством способы защиты данных прав".

В отношении положения о священных писаниях КС сослался на свое определение от 2 июля 2013 года и указал, что федеральный закон о противодействии экстремистской деятельности "исходит из того, что признание того или иного информационного материала экстремистским не может основываться на субъективном восприятии такого информационного материала отдельными лицами и что не могут быть признаны в качестве экстремистских материалов литературные памятники, вошедшие в историю и культуру того или иного народа, имевшие широкое распространение в соответствующую эпоху, являвшиеся предметом многократных научных исследований и цитирования и никогда не находившиеся под запретом как содержащие призывы к экстремизму и никогда не рассматривавшиеся как источник экстремистской идеологии. На это ориентирует и оспариваемая заявителем статья 3.1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», которая запрещает признавать экстремистскими материалами религиозные памятники (в том числе их содержание и цитаты из них), являющиеся основными источниками вероучения традиционных мировых религий – христианства, ислама, иудаизма и буддизма, которые играют особую роль в российском многоконфессиональном обществе".

С нашей точки зрения, жалоба Сергиенко ярко свидетельствует о том, что лаконичная формулировка ст. 3.1 закона о противодействии экстремистской деятельности порождает немало вопросов о том, каким образом ее следует применять, в частности, относится ли она к пересказам священных писаний, и КС этот вопрос не разъяснил. Однако нам бы хотелось обратить особое внимание на то, что КС полагает, что не подлежат запрету "литературные памятники, вошедшие в историю и культуру того или иного народа, имевшие широкое распространение в соответствующую эпоху". Учитывая, что в России неоднократно запрещались авторитетные исламские тексты, в том числе средневековые, и вероятность попыток запрещать древние тексты нельзя исключить и впредь, такая позиция КС может послужить существенным аргументом для судов.

http://www.sova-center.ru/

Правозащитники отмечают, что это судебное решение Верховнго суда нарушает основные права человека и увеличивает риск произвольного судебного преследования граждан


В России продолжаются нападения на места, которые связаны с запрещенной в России за экстремизм религиозной организацией "Свидетели Иеговы".


В Коми в поселке Жешарт, где проживают около 50 последователей "Свидетелей Иеговы", неизвестные подожгли дом, где проходили богослужения, сообщается на сайте организации. В сгоревшем здании нашли бутылки с зажигательной смесью. В Ижевске мужчина, проникший в помещение, где проводились богослужения, через разбитое окно, разрушил мебель, аудио- и видеооборудование, вырвал металлические электрощиты, привел в действие огнетушители. Он был задержан полицией. Свои действия мужчина объяснил негативным отношением к "Свидетелям Иеговы".

На прошлой неделе суд в Орле арестовал на два месяца 44-летнего датчанина Денниса Кристенсена. Он был задержан 25 мая "во время совместного чтения Библии" в доме одного из верующих. Бойцы ОМОНа вошли в здание и блокировали всех находящихся там людей. Проверка документов и досмотры не прекращались до утра.

"ОВД-Инфо" сообщает также о давлении на детей членов общины "Свидетелей Иеговы" со стороны учителей и полиции.

В России насчитывается 170 тысяч последователей "Свидетелей Иеговы". 20 апреля Верховный суд России признал организацию экстремистcкой и запретил ее деятельность. Правозащитники отмечают, что это судебное решение не только нарушает основные права человека, но и увеличивает риск произвольного судебного преследования граждан.

https://www.svoboda.org/